Театр бывает ещё детским.
Дети, как никто, улавливает фальшь и притворство. Дети, как никто, доверчивы. И обмануть их ожидания – нажить себе самых серьёзных врагов: они просто не полюбят театра. А мы потеряем своего будущего зрителя.
На детский зал актерам работать труднее всего.
Интерес к театру (сперва, безусловно, интерес, потому что до любви надо ещё дожить) закладывается именно в детском возрасте. Первое впечатление должно быть ярким и радостным. Прекрасно, если ребёнок идёт в театр в первый раз с мамой и папой, с самыми близкими людьми, которые ему всё и объяснят, и покажут, и подскажут, и за руку подержат, если на сцене вдруг будет что-то казаться страшным. Впечатление засядет в ребёнке надолго, оно будет питать его на протяжении довольно серьёзного отрезка времени.
Этим впечатлением он будет поверять многое в своей короткой пока жизни. В 1979 году выдающиеся советские режиссеры Юрис Пoдниекс и Герц Франк сняли шедевр документального кино «На десять минут старше»: в течение десяти минут камера неотрывно следила за лицом маленького зрителя в кукольном театре. На экране мальчик переживал столько эмоций, что на глазах зрителей превращался в новую личность.
Я видел фильм. Но я видел вживую эти лица! Когда спектакль захватывает мальчонку или девчушку, они не вспоминают о том, что есть в театре буфет, что рядом сидит мама или папа, что он пропустил мультики по телевизору. Из полутысячи зрителей в зале оказывается пятьсот конкретных мальчишек и девчонок. Они перестают быть толпой детей, они становятся зрителями, каждый – индивидуально!